История компании Goodyear

В середине лета 1834 года обанкротившийся торговец промышленным оборудованием из Филадельфии, по имени Чарльз Гудиер (Charles Goodyear) вошел в Нью-Йоркский магазин одной фирмы-производителя каучуковых товаров. Он показал управляющему каучуковый клапан, свое изобретение. Но тому было не до клапанов – полка за полкой тянулись непроданные резиновые изделия, превратившиеся в странную клейкую массу, – на улице стояла нестерпимая жара. Клиенты возвращали свои покупки, а компания несла сверхогромные по тем временам убытки – 20 тысяч долларов.

«Резиновая лихорадка» 30-х годов XIX века закончилась так же внезапно, как и началась. Поначалу каждый хотел заполучить непромокаемые вещи, и фабрики не справлялись с выполнением заказов. Но, увы, публика быстро разочаровалась в одежде, становящейся твердой, как кость, зимой и липко-жидкой в жару. Ни одна из молодых «резиновых» компаний, основанных на протяжении тех пяти лет, не выжила. Инвесторы теряли миллионы…

34-летний Гудиер положил свой клапан в карман и, вернувшись домой в Филадельфию, занялся экспериментами. Если резина липкая, – рассуждал он, – то почему бы не подмешать в нее что-то абсорбирующее, например, похожий на тальк порошок магнезии, продававшийся в аптеках? Первые попытки закончились неудачей – с наступлением лета его резина превратились в пасту. Как-то он попробовал добавить в свою резину два вещества – ту самую магнезию и негашеную известь, затем вскипятил все это и смешал. И получилось неплохо. Настолько неплохо, что его изобретение получило медаль на Нью-Йоркском торговом шоу. Пытаясь «раскрутить» новый продукт, Гудиер применил все свое умение в попытке декорировать блеклые образцы, красил их, полировал, придавал рельеф. Израсходовав все материалы, однажды он начал переделывать уже оформленные образцы и применил азотную кислоту, чтобы снять бронзовую краску. Краска стала черной, и наш естествоиспытатель снова выбросил образец.

Спустя несколько дней он вспомнил, что в этом выброшенном образце ему что-то показалось необычным, достал его из мусорной корзины и понял, что именно – азотная кислота сделала материал практически таким же сухим и гибким, как ткань. Это была самая лучшая когда-либо кем-либо полученная резина. Но все еще жидкая в жару и твердая зимой. После пяти лет поисков Гудиер был близок к сделке хоть с самим дьяволом. Выживал он только благодаря сердобольному фермеру, живущему по соседству, – тот бесплатно снабжал его молоком и незрелой картошкой. Великое Открытие пришло к нему зимой 1839-го. Гудиер использовал в своих экспериментах серу (может, сделка с дьяволом все-таки состоялась?). Хотя сам он предпочел опустить детали дальнейших событий, современники запомнили все так.

Одним февральским днем он зашел в супермаркет, чтобы продемонстрировать свою каучуко-серную формулу. Как показалось покупателям, находившимся в магазине, обычно спокойный изобретатель слегка помутился в рассудке – крича что-то типа «Эврика!» и распространяя специфичный запах серы и жженой резины, он размахивал руками, пытаясь показать каждому что-то липкое и неприятно пахнущее. Это «что-то» ненароком попало на раскаленную печку. Когда печка охладилась и Гудиер соскреб с нее нечто, очень похожее на кожу, он понял, что у него получилось! Начался долгий путь испытаний. Наконец изобретатель выяснил, что наиболее удовлетворительные результаты дает давление в комплексе с нагревом в 270 градусов по Фаренгейту на 4-6 часов.

На всемирной выставке в Париже Гудиер уже демонстрировал павильон, сделанный целиком из резины, там же (уже в который раз!) попал за долги в тюрьму, а выйдя из нее, получил Рыцарский Крест Ордена Почетного Легиона от императора Наполеона III. Умер он в 1860-м, как и положено великим изобретателям, в нищете, оставив наследникам долг $200 000. Имя этого весьма и весьма незаурядного человека решил дать в 1898 году своей новообразованной компании Фрэнк А. Сейберлинг. Полное название компании – Goodyear Tire & Rubber Company. 38-летний основатель приобрел для компании первое производственное помещение за 3,5 тысячи долларов, взятых взаймы у родственника. Это была бывшая фабрика по переработке соломы в городе Акрон. Резину и хлопок, которые были кровью тогдашней экономики, надо было привозить со всего мира в город, не имевший доступа к водным путям, только используя весьма и весьма ограниченные возможности железнодорожного транспорта тех лет.

Но если с местом и оплошали, то время было самое подходящее – на 1890-е приходился «пик» велосипедного помешательства. К тому же начиналась эра безлошадных экипажей, позже названных автомобилями. Итак, 29 августа 1898 года была основана Goodyear Tire & Rubber Company с капиталом в $100,000.

Имея штат всего из тринадцати сотрудников, компания начала с производства шин для велосипедов и телег. В ее программе были пожарные шланги и даже резиновые фишки для игры в покер. В 1901 году в газетной рекламе впервые появился сохранившийся до нынешних времен логотип с крылатой сандалией, созданный Фрэнком Сейберлингом «по мотивам» символики бога торговли – Меркурия. В том же году он предложил одному начинающему автопроизводителю использовать в гонках на его же автомобиле шины Goodyear. Гонка была выиграна. А звали производителя Генри Форд.

В 1903-м была запатентована бескамерная шина, в 1908-м – первая всепогодная. А в 1909-м в истории Goodyer открылась «аэрокосмическая» страничка – компания представила на суд общественности первые специальные шины для самолетов. До этого приземление осуществлялось либо на лыжи, либо на велосипедные шины. В 1910-м, с открытием завода в Канаде, компания начинает выход на международные рынки. Год спустя шины Goodyear уже «летели» через весь континент – от Лонг-Бич в Нью-Йорке до Лонг-Бич в Калифорнии. Перелет, естественно, не беспосадочный, занял 84 дня. В 1912-м поднялся в воздух первый дирижабль фирмы. Тогда же Goodyear стартовала в Европе – было открыто лондонское представительство.

В 1918-м, отправив из Акрона в Бостон экспедицию Wingfoot Express, компания на практике доказала возможность трансконтинентальных автомобильных грузовых перевозок. До этого единственным приемлемым транспортом для сухопутных перевозок на дальние расстояния признавались лишь железные дороги. В этом же году Американский флот получил от фирмы свой первый дирижабль. Флот – потому, что большие, комфортабельные и «дальнолетные» дирижабли в то время относились больше к кораблям, чем к авиации. 20-е ознаменовались для фирмы выпуском первой в мире внедорожной шины и приобретением у немецкой фирмы Zeppelin лицензии на производство дирижаблей жесткой схемы. Кроме того, был открыт первый европейский завод, и снова в Англии.

В 1932-м Goodyear разрабатывает гидравлические тормоза для самолетов. Несколько позже им нашли и наземное, автомобильное применение. В 1933-м флот получает два заказанных пять лет назад «жестких» дирижабля – Macon и Acron, для производства которых был сооружен крупнейший в мире док. А еще через год была представлена шина с индексом «М+S», или «грязь+снег».

1935. Goodyear представляет шины для землеройных машин. Goodyear разрабатывает первую ошипованную зимнюю шину. 1937-й. Приближается вторая мировая война. К ней готовятся во всем мире, не исключение и США – фирмой создана первая в Америке шина из синтетической резины Goodyear – синтетический материал был практически идентичен резине. 1941-й. Война началась. Резиновые плоты, спасательные жилеты (естественно, резиновые) и, конечно же, шины использовались не только в армии и на флоте США, но и поступали по ленд-лизу союзникам, включая и нашу страну.

В 1947-й – разработана первая (вы еще не устали от этого слова?) шина из новейшего тогда материала – нейлона, а в 1948-м Goodyear стала первой компанией, использовавшей рекламу на телевидении.

Главная | Зимние шины | Летние шины | Диски | Шиномонтаж | Покупка бу резины | Контакты